История
возникновения тату
Трудно сказать, когда именно человек
впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что
история татуировки насчитывает не менее 60000 лет. Самые древние
татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч
лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы.
Однако, появилась татуировка гораздо раньше — при первобытнообщинном
строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени,
рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме
того, наделялась определенной магической силой.
Наверняка неспроста колыбелью
нательной
живописи считается Африка – практически каждое племя имеет собственные
традиции нанесения татуировки. Немаловажно и то, что климат в Африке круглый
год позволяет людям демонстрировать свои рисунки.
Татуировка, в своей первобытной форме
очень грубая, сделалась затем одним из наиболее утонченных искусств; она
развивалась, однако, лишь в обществах, которые, прогрессируя в области
умственного развития и техники, могли обходиться без одежды.
Только лишь на этом континенте еще в
древние времена можно было увидеть тела, украшенные татуировками,
шрамированием и даже пирсингом. тело украшали и с декоративной целью, и для
того, чтоб показать свой социальный статус, этапы в жизни.
Узоры наносили как мужчины, так и женщины. Очень часто женщинам племени
делали наколки, показывающие ее семейное положение. Мужские татуировки обычно
говорили о количестве побед на войне или охоте.
В некоторых племенах детям наносились
рубцы. Для этого на их щеки наносились травы, зола и селитра. Все это после
тщательно втиралось, а после заживления появлялись грубые рубцы.
У большинства африканских племен даже
сейчас отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается,
что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не
сможет создать семью.
Художник-татуировщик, так же, как и его
клиент, не должны были усиленно работать для пропитания, они могли не
заботиться о завтрашнем дне, и татуировка могла продолжаться в течение долгих
дней. Однако игра стоила свеч. Эта продолжительная и болезненная операция
могла защитить от смерти во многих странах, особенно в Океании. Там нельзя
было считаться настоящим мужчиной или женщиной, обладающей некими правами,
иначе, как после этой процедуры: ничья нечистая рука, т. е., рука не
татуированная, не могла подавать пищу при трапезе, никто, оставаясь в своем
первоначальном, естественно-чистом виде, не мог пользоваться уважением.
Доказано и знакомство с татуировкой
отделенных от внешнего мира пигмеев. Возможно, этот факт говорит о том, что
татуировка была известна в Африке еще до экспансии народностей банту,
произошедшей между вторым и первым тысячелетиями до нашей эры. Но неизвестно,
была эта татуировка порождением культуры пигмеев или заимствована у
какого-либо народа, знакомого с этим обычаем с глубокой древности.
Среди африканских народов татуировка —
весьма редко встречающееся явление. Кроме пигмеев, ее присутствие изредка
отмечалось среди последователей ислама, населявших страны Магребу, а также
среди египетских цыган, которые, скорее всего, и принесли татуировку из Азии.
С появление обычая одеваться,
естественно, уже не стоило подвергать себя страданиям и опасности заражения
крови для обладания рисунком, который все равно не будет виден. Татуировка
могла удержаться лишь как пережиток старины и сохранилась, действительно,
только в качестве вытатуированных знаков, удостоверяющих принадлежность к
касте или к обществу. Татуирование — ритуал введения в кожу механическим
способом, методом выкалывания или выцарапывания острым орудием — иглой,
костью или стержнем — таких красящих веществ, как уголь, сажа или тушь.
Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной
теории — это логический прогресс от естественных повреждений кожи,
случайно полученных людьми Каменного Века. Раны и кровоподтеки сливались
в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников
в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника.
Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие
организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие
специфическое значение в пределах определенной общественной группы.
Происходило это в конце Ледникового периода…
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительная.
Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира,
а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все —
разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и,
конечно, жители Океании.
Татуировки на Островах Океании.
Острова Океании — одно
из немногих мест на планете, где татуировка не принадлежит к неформальной или
маргинальной культуре, но является привычной и незаменимой частью жизни каждого члена общества. Исследователи
говорят, что для здешних племен рисунки на теле заменяют паспорт, одежду,
украшения. У племени Майори есть меткая поговорка: «Даже если у тебя заберут
все, твое моко (татуировка на лице) с тобой навсегда, а значит, по-настоящему
ограбить тебя невозможно».
Слово «татуировка» пришло
в нашу культуру именно из этого региона. По мнению большинства ученых, слово
тату происходит от «та-та-тау» или «та-та-то», так первобытные племени Океании
называют процесс накалывания рисунков на теле, имитируя постукивающие звуки
инструмента при нанесении узора. В Полинезии до сих пор в местных салонах
татуировки наносятся при помощи деревянной щепки или акульего зуба, а в
качестве чернил используют краску, получаемую из каракатицы. Туристы говорят,
что даже выполненные таким способом татуировки на запястье, довольно
чувствительном месте, болезненны не больше, чем при стандартных инструментах.
Татуировки имеют
огромное значение для местных жителей, их общества, культуры и религии.
Накалыванием рисунков молодые девушки и юноши отмечают вступление во взрослую
жизнь при обряде инициации. Некоторые племена Полинезии даже используют для
инициации особенно болезненные технологии нанесения тату. Мудрецы океанских
островов говорят, что это должно служить молодому поколению своеобразным
уроком, ведь любая трансформация личности в жизни нередко связана с болью,
которую надо мужественно перенести. В качестве знака совершеннолетия часто
использовались особенные татуировки на спине.
Во взрослой жизни
тату наносились после убийства врага, особенно удачной охоты. Мужчины делали
татуировки на ноге, груди, нередко покрывали ими почти все тело. Женщины
накалывали специальные знаки на щеках, животе, подбородке после замужества и
каждого новорожденного ребенка. По рисункам можно было прочитать всю историю
человека. Некоторые татуировки должны быть защищать человека от злых духов в
этой и загробной жизни. По поверью племени даяков, нетатуированного человека
боги не примут в райские обители, так как попросту не смогут прочитать истории
его жизни на теле и выражения почтения небесным духам. Чтобы быть узнанными
богами, полинезийцы делали посвященные им татуировки на шее, руках, животе в
определенные праздники.
Культура татуировок племени Майори.
Особенно
интересна культура татуировок у Майори, крупного новозеландского племени.
Каждый член общества должен обязательно иметь моко, маскообразную тату, которая
наносилась на все лицо. По ее линиям и узорам можно было прочитать социальный
статус человека, черты его характера, семейное положение. Моко у каждого члена
Майори была настолько уникальна, что при продаже земли европейцам после
открытия их цивилизации рисунок тату использовали вместо подписи. Если человек
по каким-то причинам не имел моко, то он считался рабом и не имел права быть
похороненным в земле Майори. Самые искусные и тщательно проработанные моко
носили старейшины племени и их семьи. Узор моко симметричен и состоит из спиралей
и линий, каждый тип которых должен располагаться на определенном участке лица.
Например, спирали, которые наносятся на подбородок, называются пукауваэ, а
линии на носу – ререпи. Знаменитый российский путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай
в книге своих воспоминаний пишет о том, что при изучении Новой Зеландии его
поразили две вещи: прекрасные глаза майорийских женщин и их татуировки на все
лицо, которые совсем не уродовали их.
Именно татуировки
Океании послужили вдохновением для современных тату-мастеров при создания
особенного стиля татуировок под названием трайбл (tribal – племенной на английском). Такие рисунки,
как правило, выполняются черными чернилами. Красиво переплетенные линии,
спирали, орнаменты, заостренные концы, все это напоминает татуировки жителей
Океании. Не смотря на сравнительную простоту выполнения и незамысловатость трайбл татуировок, в них есть особенная первобытная магия. Эти
узоры похожи на древние обереги и талисманы, то, с чего и началось искусство
татуировки.
Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату
непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим
антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли
не все стороны жизни этих людей связаны с тату —
от рождения до смерти, — и уж, конечно, нет такой части тела,
над которой не потрудился бы местный художник.
Лицо — всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую
очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах
маскообразные татуировки — Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров
служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести
и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если
у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей
почести — его голову отрезали и хранили, как реликвию племени.
А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким
животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались
в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого
века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая
"купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.
Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое
семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было
определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так
и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало
ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация
с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей,
рожденных не татуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка связана и с так называемыми "переходными"
обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение
из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак
с острова Борнео верили, что в местном раю — Апо-Кезио —
всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится
темным, сладкое — горьким и т. д. поэтому изобретательные
и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки.
Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими,
и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через
темную пропасть между землей и Апо-Кезио.
Кроме того, у разных народов
татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей
оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою
и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату
использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках
британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия
в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся
в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом
считалась татуировка с цитатами из Корана. Во всех приведенных
примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя.
Но в некоторых случаях она служила и наказанием.
В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве
кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию
через лоб, за второе — дугообразную, а за третье — еще
одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ —
"собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических
Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов
и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.
И греки, и римляне использовали тату для подобных целей,
а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике
и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой,
в Британии татуировкой "D" метили дезертиров,
в Германии — выбивали номера жертвам концлагерей, да и что
скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось
то же самое…
А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении
среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.
Первобытные европейцы любили
приукрасить гениталии
Первобытные
европейские мужчины покрывали свои причинные места шрамами, татуировками,
пирсингом — вероятно, в ритуальных или социальных целях.
Хавьер Ангуло из Университета Хетафе (Испания) и его коллеги
склоняются к тому, что им удалось обнаружить свидетельства самых ранних
операций на мужском половом органе. Они относятся к палеолиту.
Первобытное фаллическое
искусство (здесь и ниже фото Javier Angulo).
Манипуляции
с разными частями тела по сей день служат способом самовыражения. «Шрамы,
отверстия, надписи на коже — всё это добавляет значения телу, — поясняет
специалист. — Наибольшей популярностью всегда пользовались лицо и участки
вокруг естественных отверстий».
Исследователи
изучили фаллические изображения, возраст которых от 11 до 38 тыс. лет.
Поскольку палеолитическое искусство отличалось натуралистичностью, имеет смысл
считать, что художник изображал то, что видел. Действительно, доисторические
мумии (хотя и не столь древние) подтверждают популярность татуировок и прочих
украшательств.
На первом
месте — геометрический орнамент (треугольники, круги). Некоторые фигуры
совпадают с теми, которые можно видеть на стенах палеолитических пещер в тех же
регионах. Вероятно, эти символы занимали большое место в воображении людей того
времени. Вариантов объяснения может быть множество: знак принадлежности к
определённому роду или племени; шаманский код, позволявший не потеряться в мире
духов, и др.
С другой
стороны, существует вероятность, что мужчинам просто нравилось, как выглядели
эти фигурки. Точно так же современному неофиту по душе, как на его руке
смотрится лев...
Особенно
сильно мода на фаллические украшения распространилась в мадленской культуре во
Франции и Испании около 12 тыс. лет назад. Кстати, тогда же произошёл переход к
более натуралистическому пониманию сексуальной красоты по сравнению, скажем, с
граветтской культурой, в которой было принято гипертрофировать половые признаки
(«палеолитические Венеры»).
Исследователи
обратили также внимание на преобладание препуциальной ретракции. Возможно, это
свидетельствует о популярности обрезания — в целях предотвращения болезней или
в знак принадлежности к определённой группе (практикуется по сей день).
Воины с декорированными
гениталиями. Изображение найдено в Португалии.
Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными
штампами или печатями — пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами
орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором,
крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.
К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал
безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов,
и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно:
"Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем
и не накалывайте на себе письмена."
Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев
вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские
миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру
"дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными
татуировками на память о путешествиях. Печально известный капитан
Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок
в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез
с Таити не только само слово "tattoo",
но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца,
ставшего сенсацией — первой живой тату — галереей. И вскоре
ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк
не обходились без участия "знатного дикаря".
К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них
на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например,
некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли
Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего
столетия… Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных
циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия
моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов",
использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности
традициям. Современная популярность тату на Западе многим обязана именно
им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой
в западной татуировке XIX-начала XX века. Скудное воображение
и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели
к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой
сентиментальщиной и банальными афоризмами.
Как ни печально, факт остается фактом — цивилизация низвела древнее
искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса
на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула
к творчеству и новым стилистическим разработкам.
А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О"Рейли изобрел
электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные
инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс
не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века
и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых
лубочных картинок.
И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 — 60-х
годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые
эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко
заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока,
Полинезии, американских индейцев, — создавая захватывающие гибриды, новые
стили, школы и направления. Так начался новый, современный этап тысячелетней
тату — истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного
рассказа.